Поражает специалистов и простые физические объёмы аргентинской денежной эмиссии. Аргентинский экономист и бывший глава ЦБ Николас Гадано изучил отчёты ЦБ и подсчитал, что в прошлом году наличное денежное обращение выросло на 66%, с 1,15 до 1,9 триллиона (один триллион — это один миллион миллионов) песо. Он уточнил, что ЦБ покрыл это увеличение размером 750 млрд песо, «при чистом увеличении печатной денежной массы на 1 млрд 523 миллиона купюр. Это больше, чем может напечатать аргентинский монетный двор. По состоянию на понедельник, 10 мая, количество денег в обращении снизилось с 1,9 до 1,83 трлн песо.
Экономист посчитал, что в прошлом году было напечатано и пущено в оборот 705 миллионов купюр номиналом в 100 песо, 553 млн купюр достоинством в 1000 песо и 197 млн зелёных банкнот с ягуаром, достоинством в 500 песо. Всё это в дополнение к 68 миллионам банкнот других номиналов. Таким образом, после двух лет снижения общего количества банкнот (из обращения выводили ветхие купюры достоинством 100 песо) в 2020 году тенденция изменилась, достигнув рекордных 6 миллиардов 959 миллионов банкнот.
Гадано также заметил, что бюджет ЦБ Аргентины на 2021 год предусматривает расходы в размере 33,7 млрд песо, что на 153% больше, чем бюджет 2019 года, и что основное отличие заключается в расходах на печать денег, которые растут второй год подряд.
Источник в ЦБ Аргентины сообщил Infobae, что решение о печати нового семейства банкнот не принимается на основании стоимости выпуска. При таком раскладе, прошлое правительство не должно было выпускать новое семейство купюр параллельно с печатью денег по старым лекалам.
Разброс «денежного конуса» (так специалисты называют структуру количества и стоимости выпущенных банкнот) в Аргентине имеет давнюю историю, хотя в последние годы он усилился.
Существующие 17 типов купюр в Аргентине включают:
Аргентинский ЦБ делает ставку на расширение цифровых способов оплаты, чему в отдельных случаях способствует выпуск миллионов дебетовых пластиковых карт в течение 2020 года. На них правительство зачисляло пособия IFE (поддержка бедных семей Аргентины во время карантина в середине 2020 года), которые получили почти 9 млн человек. Практически все они никогда раньше не пользовались банковскими услугами.
Развитие в этом направлении займёт несколько лет. И не столько по причинам технологической отсталости, сколько из-за привычек населения. Многие получатели пенсий и пособий практически не держат деньги на своих счетах — в день зачисления они снимают их в банкоматах и тратят наличными, что является наиболее приемлемым средством оплаты в неформальной экономике.
Конечно, помимо своего «физического» размаха, проблема имеет инфляционный эффект. Фактически, инфляция последних 8 месяцев унаследована от бешеной денежной экспансии 2020 года, когда денежная масса (индикатор M2) росла с февраля по май запредельными темпами в 162 % годовых.
Да, индекс потребительских цен в 2020-м вырос меньше, чем в 2019-м, но виной тому инфляционная инерция. Деньги, напечатанные в огромном количестве в первом полугодии 2020 года отражаются на ценах сейчас, год спустя, подгоняя инфляцию к отметке 5 % в месяц.
Агентство Broda подсчитало, что вторая волна COVID приведёт к росту бюджетного дефицита, который будет вновь покрыт за счёт дополнительной денежной эмиссии в больших, чем ожидалось, объёмах. С применением всех известных правительству механизмов — заморозкой и контролем за ценами и тарифами, удержанием курса доллара и тому подобными нерыночными способами,
Вот тогда и посмотрим сколько раз можно будет обернуть Землю 17-ю разновидностями аргентинских купюр, находящихся в обращении.